У нашей товарной биржи НТБ есть свои особенности работы:
Все торги проходят в виде аукционов с одним заказчиком — покупателем или продавцом.
То есть это не единый “стакан” с балансом спроса и предложения, а конкретный покупатель (или продавец), пытающийся купить (продать) по лучшей цене, которую предложат в ходе торгов;Аукционы проводятся каждый рабочий день, но при этом каждый аукцион проходит в небольшое окошко 20-30 минут;
Биржа не гарантирует исполнение контрактов, однако может исключить недобросовестного игрока, не исполнившего контракт.
В течение дня проходит достаточно большое количество аукционов, но далеко не все они реализуются в виде заключенных контрактов. Большинство аукционов финишируют не состоявшимися.
Регулярно “отыгрывают” аукционы по закупке:
- Пшеницы на большой воде (Новороссийск, Тамань). Покупателями выступают Деметра, ОЗК и Доставка морем. Иногда приходят и другие покупатели (Степь, Гранолюкс).
- Сои и подсолнечника на маслозавод Содружества в Курской области (Курскагротерминал).
На базе этих стабильных аукционов сформированы биржевые индексы, отражающие внутренние рыночные цены на текущую дату:
И вот если с индексом сои все более менее понятно, там единый базис, то с индексом пшеницы не все так просто:
1) Несмотря на по сути единые пункты приемки, у ОЗК и Деметры, итоговые цены на их аукционах могут различаться. Обычно эти различия незначительны.
2) Это самое важное: существенно отличается цена между поставками автотранспортом и ж/д. Вы можете увидеть это на примере торгов ОЗК на графике ниже.
Обычно цена вагонами чуть выше авто поставок, но иногда разница может доходить до 2 000₽, а бывали ситуации когда ж/д цены были ниже цен на авто.
3) Объемы закупки на ж/д и на авто могут меняться, то есть менятся вес каждой цены в едином индексе, что может существенно “двинуть” показатель.
Да что далеко ходить, вчера биржевой индекс пшеницы вырос аж на 6%, это почти 1 000 ₽ за день! При этом цены на ж/д аукционах и на авто аукционах за день практически не изменились. Скакнули веса. 1 июля объём закупки на вагонах упал с 2 100 тонн до 600 тонн, тк аукцион ОЗК не состоялся. А 2 июля объем ж/д закупки вернулся обратно, что привело к изменению веса железнодорожных цен в индексе. То есть по факту никакого роста цен не было!
С учетом того, что поставки автотранспортом идут с коротким окном поставки - 15 дней (по ж/д - 45 дней) и по ним представлено намного больше поставщиков, для ориентира рыночных цен мы предлагем смотреть не на биржевой индекс пшеницы, а на усредненные результаты торгов с поставкой автотранспортом в Новороссийск.
В наших прогнозах и аналитических статьях, а также в наших конкурсах по прогнозированию цен мы будем использовать именно такую формулу расчета - усредненные торги с поставкой авто СРТ Новороссийск пшеницы 12,5% протеина.
И именно эти же цены (авто) мы отражаем в нашем приложении Цена Зерна 🌾.
Комментарии